Витамин D для костей и роста иммунного статуса

Последние годы тема влияния витамина D на различные аспекты ВИЧ-инфекции поднималась в различных исследованиях не раз, и вот, в июне сразу две публикации на данную тему: группа Эдгара Овертона (Overton E.T.) из университета Алабамы публикует в июньском номере Аnnals of Internal Medicine исследование по влиянию витамина D3 на минеральную плотность костей, а PNAS в июне публикует совместное исследование ученых из Южной Африки и США применения витамина D3 в зимнее время и его влияние на параметры иммунитета при ВИЧ-инфекции.

Известно, что на фоне антиретровирусной терапии наблюдается падение минеральной плотности костей, потеря на уровне 2-6% плотности, сравнимая с таковой в первый год менопаузы у женщин, на фоне АРВТ у ВИЧ-инфицированных наблюдается в первые 24-48 недель терапии, что в определенных случаях может составлять существенную проблему.

В исследование влияния витамина D на минеральную плотность костей было включено 165 пациентов с ВИЧ (90% мужчины), которые в период с сентября 2011 по февраль 2012 года были рандомизированы на получение 4000МЕ витамина D3 и 1000 мг кальция ежедневно (n=79) и плацебо (n=86). В группе витамина D3 и кальция падение плотности костей было снижено примерно на 50% по сравнению с группой плацебо. В исследовании участвовали только пациенты, получающие режим эфавиренз, эмтрицитабин и тенофовир, влияние при прочих режимах не было изучено.

Сегодня, когда продолжительность жизни людей с ВИЧ-инфекцией сравнима со средними значениями в популяции, вопросы профилактики остеопороза, качества жизни в пожилом возрасте становятся весьма актуальными, и профилактика витамином D3 в сочетании с препаратами кальция является недорогим и эффективным подспорьем в решении этой проблемы.

Группа Нины Яблонски (Jablonski N.G.) в Южной Африке исследовала сезонные колебания уровня метаболитов витамина D3 и влияние их на иммунный статус коренных и смешанных народов ЮАР. В зимний период участники (n=100) получали холекальциферол в дозе 50000МЕ в неделю в течение 6 недель. Выраженный дефицит 25(OH)D3 (менее 30 нмоль/л) обнаруживали в зимний период 18% участников из коренных народов и 12% участников смешанного происхождения. Женщины характеризовались более высокими уровнями снижения метаболитов D3.

Была установлена связь уровня D3 и уровня репликации ВИЧ, а также положительное влияние витамина D на уровень лейкоцитов периферической крови (p=0,0016) и уровень лимфоцитов (p=0,023).


  • Overton ET, Chan ES, Brown TT. И др. «Vitamin D and Calcium Attenuate Bone Loss With Antiretroviral Therapy Initiation: A Randomized Trial» Ann Intern Med. 2015 Jun 16;162(12):815-24.
  • Coussens AK, Naude CE, Goliath R. и др. «High-dose vitamin D3 reduces deficiency caused by low UVB exposure and limits HIV-1 replication in urban Southern Africans» Proc Natl Acad Sci U S A. 2015 Jun 15.

Рыбий жир попить, чтоооли...
/почесала тыковку/ А вот интиресно, можно ли по последней биохимии крови самостоятельно узнать - оно мне вообще надо..?

25-OH витамин D (25-OH vitamin D, 25(OH)D, 25-hydroxycalciferol)

⊙.⊙ иИ?)))

Если чесно, я только недавно мал-помалу стала вникать в тему, и все аббревиатуры для меня - тёмный лес.

Что ж, будем эволюционировать...

Это название теста на метаболит витамина D, показывает ситуацию.