Доступный режим для туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью

CROI2017На конференции CROI Kristin Nelson (Emory University, Атланта) были представлены первые результаты исследования NIX-TB. В данном исследовании изучается эффективность и безопасность тройного режима терапии туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью (ШЛУ-ТБ).

МЛУ-ТБ (MDR-TB), или ТБ с множественной лекарственной устойчивостью, является особой формой ТБ с лекарственной устойчивостью. Он развивается в случае устойчивости бактерий ТБ, как минимум, к изониазиду и рифампицину — двум самым мощным противотуберкулезным препаратам. ШЛУ-ТБ (XDR-TB) является ТБ, который в дополнение к лекарственной устойчивости, свойственной для МЛУ-ТБ. устойчив ко всем фторхинолонам и, как минимум, к одному из трех инъекционных лекарств второй линии (капреомицину, канамицину или амикацину). Такое определение ШЛУ-ТБ было принято Глобальной целевой группой ВОЗ по ШЛУ-ТБ в октябре 2006 года.

Современные режимы терапии ШЛУ-ТБ предполагают использование шести препаратов, в том числе полугодовую фазу терапии, включающую в себя препараты для внутривенного введения, а затем еще 12-18 месяцев терапии с пятью препаратами. Некоторые из препаратов, используемых при лечении МЛУ-ТБ и ШЛУ-ТБ имеют высокие риски серьезных побочных эффектов, включая потерю слуха и повреждение почек. Некоторые препараты, используемые в подобных режимах, являются весьма дорогостоящими и недоступны в некоторых странах, что еще более усложняет подбор эффективного режима терапии.

В исследовании NIX-TB применялся режим из трех препаратов: бедаквилин (Сиртуро), линезолид и экспериментальный противотуберкулезный препарат претоманид (pretomanid, PA-824), разрабатываемый TB Alliance.

Из 72 участников 51% был ВИЧ-позитивным, в 65% был диагностирован ШЛУ-ТБ. Мужчины составляли чуть более половины участников (54%). В время терапии 4 пациентов умерли (трое по причинам, связанным с ТБ), 28 пациентов продолжают терапию, 40 участников завершили лечение. Среди завершивших терапию 31 человек наблюдается шесть и более месяцев после окончания терапии, из данной подгруппы в 29 случаях констатировано успешное излечение ШЛУ-ТБ. В одном случае установлен факт реифнекции ТБ, в другом случае данные секвенирования еще не получены и остается неясным, идет ли речь о реинфекции или о рецидиве ТБ.

Побочные эффекты у пациентов в исследовании NIX-TB преимущественно были связаны с линезолидом, 49 из 60 участников пропускали прием линезолида раз или более из-за неблагоприятных явлений, среди причин прерываний были явления миелосупрессии, периферической нейропатии. Явления периферической нейропатии после окончания лечения постепенно редуцировались, во время терапии состояние облегчалось при помощи габапентина.

Первые данные исследования NIX-TB выглядят весьма обнадеживающими. Исследованный режим не только показал очень высокую эффективность, но и отличается относительно невысокой длительностью, приемлемыми параметрами переносимости и значительно более низкой ценой терапии, чем возможные иные опции и режимы для терапии ШЛУ-ТБ.


  • Conradie F, Diacon A, Everitt D. и др. «The NIX-TB trial of pretomanid, bedaquiline and linezolid to treat XDR-TB» Conference on Retroviruses and Opportunistic Infections (CROI 2017), Seattle, 2017. 80LB.