Селективные синтетические каннабиноиды и терапия ВИЧ-инфекции

В мае журнал Journal of Leukocyte Biology (JLB) опубликовал исследование группы CSAR из Филадельфийской Temple University School of Medicine (TUSM). В последние годы активно изучается противовоспалительный потенциал агонистов CB2-рецепторов, а учеными из Филадельфии были выявлены и противовирусные эффекты воздействия на этот подтип рецепторов.

CB1-рецепторы с высокой плотностью обнаруживаются в головном мозге, они сконцентрированы в отделах, отвечающих за движения, память и рвотные реакции. Воздействие на эти рецепторы объясняет психоактивные эффекты марихуаны. CB2-рецепторы в большом количестве экспрессируются иммунными клетками — лимфоцитами. До недавнего времени считалось, что этот подтип канабиоидных рецепторов отсутствует в центральной нервной системе, это оказалось не так, но плотность этих рецепторов в головном мозге все же весьма низкая. Функции этих рецепторов для различных тканей до конца не изучены, однако недавние исследования японских учёных показали, что воздействие каннабиоидов на лимфоциты, обладающие рецепторами CB2, изменяет механизмы клеточной поляризации, в результате, например, иммунные клетки снижают способность к миграции в очаги воспаления.

Доцент кафедры патологии и лабораторной медицины TUSM Servio H. Ramirez отмечает, что благодаря антиретрвирусной терапии люди с ВИЧ стали жить долго, но, с другой стороны, это означает и длительное воспалительное воздействие из-за остаточной репликации ВИЧ, и этот воспалительный процесс, вероятно, лежит в основе возникновения нейрокогнитивных нарушений при ВИЧ.

Ведущий исследователь профессор Юрий Персидский так прокомментировал суть исследований его команды: «Макрофаги, по всей видимости, являются основным резервуаром для ВИЧ. Они являются первыми мишенями для ВИЧ в процессе инфицирования, также с макрофагами связывают проникновение вируса в центральную нервную систему, что обуславливает нейрокогнитивные нарушения при ВИЧ-инфекции. В серии доклинических экспериментов было установлено, что после воздействия на инфицированные вирусом иммунодефицита человека клетки агонистами CB2-рецепторов наблюдалось снижение репликации ВИЧ в этих клетках».

Исследовались эффекты трех агонистов CB2-рецепторов — JWH133, GP1a и O-1966. Все три вещества показали способность к снижению репликации ВИЧ посредством снижения активности обратной транскриптазы ВИЧ и частичного ингибирования экспрессии гена pol ВИЧ.

Профессор TUSM Юрий Персидский предполагает, что противовирусный потенциал CB2-может иметь точки приложения и при других вирусных инфекциях.

• Jeremy Walter «Temple Scientists Weaken HIV Infection in Immune Cells Using Synthetic Agents Related to Active Ingredient in Marijuana», пресс-релиз templehealth.org.
  • Ramirez SH, Reichenbach NL, Fan S, Rom S, и др. «Attenuation of HIV-1 replication in macrophages by cannabinoid receptor 2 agonists» J Leukoc Biol. 2013 May;93(5):801-10. Epub 2013 Mar 5.