Два новейших режима для терапии ВГС при ВИЧ
На Конференции по ретровирусам и оппортунистическим инфекциям (CROI 2015) Susanna Naggie (Duke Clinical Research Center, Северная Каролина) и David Wyles (University of California, Сан Диего) представляли два режима терапии вирусного гепатита С (ВГС) у ВИЧ-инфицированных пациентов. Оба режима терапии относятся к пероральным и безинтерфероновым.
Доклад Susanna Naggie был посвящен результатам исследования ION-4, которое является III фазой клинических испытаний нового безинтерферонового режима терапии ВИЧ/ВГС ко-инфицированных пациентов на базе софосбувира и ледипасфира, препарата компании Gilead (фиксированная комбинация доз была недавно одобрена и вышла на рынок под торговой маркой Harvoni).
В исследовании принимало участие 335 ко-инфицированных пациентов в США, Канаде и Новой Зеландии. Большинство участников были мужчины (82%), чуть более трети — чернокожие, медианный возраст участников составил 52 года. Почти все пациенты (98%) имели 1 генотип ВГС, и небольшая часть была с генотипом 4s. Более половины (55%) ранее получали терапию по поводу гепатита С, в двух третях случаев участники имели неблагоприятные прогностические варианты генотипа IL28B, в 20% случаев у участников был диагностирован компенсированный цирроз печени.
Все пациенты получали антиретровирусную терапию и имели неопределяемую нагрузку РНК ВИЧ. АРВ-терапия была на базе тенофовира и эмтрицитабина в сочетании с эфавирензем (48%), ралтегравиром (44%) или рилпивирином (9%).
Все участники получали комбинированный препарат, содержащий 400 мг софосбувира и 90 мг ледипасвира в течение 12 недель. Устойчивый вирусологический ответ был практически идентичный как у тех, кто ранее получал терапию по поводу ВГС (SVR12 95%), так и у наивных пациентов (SVR12 97%), фактор цирроза печени также не играл существенной роли (SVR12 94% с циррозом и 96% — без). Единственный фактор, который оказался неблагоприятным, — принадлежность к черной расе, во всех 10 случаях рецидивов это были чернокожие пациенты.
В исследовании не было отмечено существенных изменений уровня CD4-клеток, также не были зафиксированы случаи всплесков вирусной нагрузки ВИЧ. Наиболее распространенными побочными явлениями были головная боль (25%), повышенная утомляемость (21%), диарея (11%) и тошнота (10%).
David Wyles представил данные исследования ALLY-2, в рамках которого изучалась эффективность и безопасность у ко-инфицированных пациентов с ВИЧ и ВГС режима на базе софосбувира и даклатасвира (Sovaldi — компания Gilead и Daklinza — BMS). Особенностью даклатасвира является то, что он активен в отношении всех генотипов вируса гепатита С.
Участниками ALLY-2 были пациенты с ко-инфекцией ВИЧ и ВГС всех шести генотипов, 151 наивный пациент получал терапию в течение 8 или 12 недель, а 51 пациент, ранее лечившиеся по поводу гепатита С принимали лечение в течение 12 недель.
Среди участников исследования (90% мужчины, 60% белые, медиана возраста — 55 лет) большинство имели генотип 1а и 1b (63% среди наивных пациентов и 70% среди получавших лечение ранее), каждый десятый из группы наивных пациентов имел диагностированный цирроз печени, а в группе получавших терапию ранее, таковых было 29%.
Стандартная доза даклатасвира (60мг) корректировалась с учетом межлекарственных взаимодействий, для получавших ингибиторы протеазы ВИЧ она уменьшалась до 30 мг, а у получавших ННИОТ — увеличивалась до 90мг.
Устойчивый вирусологический ответ к 12 неделе терапии был достигнут в группе наивных пациентов в 96% случаев, у пациентов, ранее получавших терапию, — в 98% случаев. В группе 12-недельной терапии был зафиксирован всего один случай рецидива, тогда как в группе 8 недель таковых случаев было 10. Также была установлена связь риска рецидива с получаемой АРВ-терапией, риски рецидива были выше для тех, кто получал терапию на базе усиленного ингибитора протеазы (дарунавир+ритонавир).