Передача ВИЧ-инфекции: некоторые фундаментальные исследования

Недавние исследования дали понимание того, почему на фоне АРВТ при достижении достаточной супрессии вируса риски передачи ВИЧ-инфекции крайне малы или отсутствуют вовсе. Journal of Clinical Investigation и журнал AIDS опубликовали в феврале исследования, которые проливают свет на эти вопросы.

На животных моделях (гуманизированные мыши) было установлено, что после достижения нагрузки менее 50 копий/мл содержание РНК ВИЧ составляло около 30 копий на миллион клеток, тогда как в клетках половых путей определялось 80 клеток с ВИЧ-ассоциированной РНК на миллион клеток. Попытки инфицирования здоровых мышей клетками, полученными из эпителия влагалища и шейки матки, показали, что инфицирование происходит при воздействии такого числа клеток, которое значительно превышают возможные уровни в половых путях при достижении неопределяемой вирусной нагрузки. Безусловно, данные исследования, проведенные in vitro и на животных моделях, не позволяют их прямо экстраполировать на человека, однако, дают понимание границ процессов.

Исследователи из Южной Африки установили в исследовании CAPRISA 002 другие немаловажные аспекты для условий передачи ВИЧ-инфекции половым путем, а именно — в первые год-два ВИЧ-инфекции более половины женщин обнаруживают нейтрализующие антитела широкого спектра в вагинальном секрете, которые могут оказывать существенное значение на риски передачи ВИЧ-инфекции половым путем. Это антитела из класса G иммуноглобулинов, для которых доказано проективное действие, тогда как антитела класса A, характерные для раннего этапа инфекции, напротив, как выяснилось, могут запускать каскады процессов, способствующих передачи ВИЧ-инфекции. В отдельных случаях женщины обнаруживали IgG3, идентичные тем, что применены в единственной на сегодня относительно эффективной вакцине против ВИЧ RV144. Уровни этих антител не столь высоки, чтобы оказывать значимое влияние на течение ВИЧ-инфекции у женщины, однако, на риски передачи ВИЧ-инфекции данные антитела могут оказывать весьма существенное влияние.

Оригинальное исследование ученых из Французского национального научно-исследовательского института INSERM дополнило картину тем, что установило роль цитокина RANTES для передачи ВИЧ-инфекции. Этот белок, являющийся по сути прообразом таких препаратов, как маравирок, обнаруживается в сперме ВИЧ-инфицированных мужчин и обуславливает ослабление влияния SEVIS-белков спермы, способствующих инфицированию, за счет образования «мостиков» между клетками, и реализующих механизмы для клеточной передачи ВИЧ. Возможное усиление концентраций RANTES-белков в сперме мужчин может являться потенциально целью для терапии, которая может снижать риски передачи инфекции.

Раскрытие механизмов передачи ВИЧ-инфекции половым путем дает не только ответы на вопросы, почему в одних парах передача происходит быстро, а в других нет, почему в женских гомосексуальных парах передача ВИЧ — экстремально редкое событие, но также и дает базу для понимания эффективности таких подходов, как доконтактная профилактика, концепции «лечение как терапия».

• Olesen R. и др. «ART influences HIV persistence in the female reproductive tract and cervicovaginal secretions» Journal of Clinical Investigation 1. doi:10.1172/JCI64212. 2016.
  • Mkhize NN. и др. «Broadly-neutralizing antibody specificities detected in the genital tract of HIV-1 infected women» AIDS, 1 .02. 2016.
  • Camus C и др. «Comparison of the effect of semen from HIV-infected and –uninfected men on CD4+ T-cell infection» AIDS 30, doi; DOI:10.1097/QAD.0000000000001048. 2016.