АРВ-терапия ко-инфицированных ВИЧ и ВГВ должна включать тенофовир

CROI 2016Возвращаясь к итогам конференции CROI 2016, следует обратить внимание на масштабное исследование, представленное Murithi Mbae из London School of Hygiene and Tropical Medicine, посвященное влиянию применения режимов АРВТ на базе тенофовира и без такового на иммунологические параметры и риски смертности у ко-инфицированных лиц ВИЧ и вирусным гепатитом В (ВГВ).

Как известно, тенофовир, широко применяемый во многих странах антиретровирусный агент из класса НИОТ, является также и высокоактивным препаратом для подавления вируса гепатита В. Хотя многие руководства указывали на целесообразность применения именно тенофовира в схемах лечения ВИЧ у ВГВ ко-инфицированных лиц, тем не менее детально выгоды от такого подхода в больших исследованиях не выяснялось.

В период с 2003 по 2012 годы в большой когорте кенийских ВИЧ-инфицированных (n=7155) при суммарном периоде наблюдения 12408 человеко-лет была изучена смертность и иммунологические параметры на фоне АРВТ. В данной когорте 6,3% (n=451) обнаруживали HBsAg, в данной группе пациентов были зафиксированы значимо более низкие темпы иммунного восстановления в первый год АРВТ (медиана прироста уровня CD4 100 против 135 клеток на мкл), несмотря на практически идентичные показатели достигнутого уровня подавления вирусной нагрузки. Также в группе HBsAg-позитивных был значительно более высокий уровень смертности в первый год терапии (9,3% против 5,3%).

Вместе с тем исследователи отметили, что в тех случаях, когда у HBsAg-позитивных пациентов АРВ-режим исходно включал тенофовир, который они получали в составе Трувады или Атриплы, влияние наличия HBsAg существенно снижало риски смертности — отношение рисков 1,45 (95% ДИ, 0,9-2,2, p=0,1) и 3,22 (95% ДИ, 1,8-6,2, p<0,001).

Исследование отчетливо демонстрирует крайне высокую целесообразность АРВ-терапии на базе тенофовира у ВИЧ/ВГВ-ко-инфицированных пациентов, что крайне актуально для Российской Федерации, где, с одной стороны, мы наблюдаем широкое распространение ВГВ, а с другой стороны, режимы на базе тенофовира — все еще относительная экзотика для российских пациентов.


  • Mbae M и др. «Early mortality risk of HIV/hepatitis B virus co-infected patients initiating ART in Kenya» Conference on Retroviruses and Opportunistic Infections (CROI), Boston, 2016. 562.